oldbotanik (oldbotanik) wrote,
oldbotanik
oldbotanik

Categories:

Похож ли Рюген на "остров русов"?


Некоторое время назад во фрик-сообществе http://oldrus.livejournal.com/ появился многословный опус в двух частях (1- http://oldrus.livejournal.com/386273.html , 2- http://oldrus.livejournal.com/386804.html ), "доказывающий", будто "остров русов", описанный многими арабскими авторами в основном 10-го века - это столь любимый антинорманистами Рюген. А отсюда, ясное дело, следует незамысловатый вывод, который со времен дилетанта С. А. Гедеонова разнообразные ободритоведы пытаются безуспешно пропихнуть в число научных: о том, что русы - это никакие не скандинавы, а руяне, славянское население острова Рюгена-Руяна. В данном посте не будем разбирать вопрос о том, что, например, в дружинной культуре Руси нет ничего специфически руянского, а потому видеть в руянах тех самых воинственных русов - это глупо. В данном посте просто проверим степень соответствия версии сведениям источников.
Автор старательно подобрал цитаты в качестве обоснования своих домыслов, вот только ни единого серьезного доказательства у него так и не нашлось. А между прочим, если непредвзято сравнить всё, что известно о средневековом Рюгене, с описанием "острова русов" у арабских авторов, то окажется, что сходства нет ни по одному основному пункту.

В качестве основного текста об "острове русов" возьмем ибн-Русте: http://admw.ru/books/V-YA--Petrukhin--D-S--Raevskiy_Ocherki-istorii-narodov-Rossii-v-drevnosti-i-rannem-Srednevekove/77
Итак:
- ибн-Русте четко различает русов и славян. Одно только это говорит о том, что славяне-руяне на роль русов не подходят.
- ибн-Русте дважды акцентирует внимание на отсутствие земледелия у русов: "Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян", "И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен." Кроме того, он отмечает, что сам остров для земледелия не особо подходит: "покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги". На Рюгене же, согласно сообщениям Саксона Грамматика, проводились праздники после сбора урожая, то есть земледелие не просто существовало, но и играло значимую роль в хозяйственной жизни.
У ибн-Русте русы описываются исключительно как торговцы (мехами и рабами, причем рабами из числа славян) и воины (собственно, захват в рабство славян - типичный воинско-грабительский поход, в котором рабы - военная добыча), земледелие у них не упоминается, и, судя по описанию их образа жизни, русам абсолютно чуждо.
- своеобразный культ меча у русов - описание дарения меча младенцу с наказом «Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом», упоминание о сулеймановых мечах и воинственности русов, нападающих на славян. К сожалению, мне не удалось найти статистику по количеству раннятных мечей, найденных на Рюгене, но, судя по всему, оно просто ничтожно в сравнении с Русью и тем более со Скандинавией. В самом деле, будь Рюген богат на находки клинков, об этом были бы соответствующие публикации, как у Петерсена и Кирпичникова, но этого нет. То есть, по данному пункту, хоть он и требует более подробного изучения - все равно нестыковочка.
- ибн-Русте описывает своеобразное погребение русов, парное, "в виде большого дома". Это описание больше всего сходно с камерными гробницами, которые до конца 8-го века были характерны для континентальных германцев, а с рубежа 8-9-го веков распространились в Скандинавии (подробнее здесь: http://norse.ulver.com/articles/reviews/kammergraber.html ). На Рюгене подобных погребений попросту нет. Есть лишь упоминание об обнаружении одной могилы, но она разрушена, информации о ней толком не сохранилось, так что проверить невозможно, и в любом случае единственное погребение - это ничтожно мало. Чисто для сравнения: в одном только Киеве камерных гробниц около полутора десятков - http://www.academia.edu/2499479/Kyivs_burial_monuments_of_X_century
Таким образом, оказывается, что на якобы родине русов - Рюгене - и вовсе отсутствуют типичные для них погребения. Опять нестыковочка.

Картина вырисовывается крайне огорчительная: по всем основным характерным признакам русы никак не соответствуют жителям Рюгена руянам. Сюда же можно отнести и ноль дружинных курганов руян на Руси. А ведь будь они русами, дружинная культура Руси носила бы почти исключительно руянский характер, да только и на самом Рюгене комплекса дружинных погребений в 9-10-м веках не сложилось. А потому и руян считать русами глупо, и Рюген объявлять "островом русов" - глупо вдвойне. Но антинорманисты, как известно, большие мастера извращать факты (чего стоят только их попытки объявить славянским описанный ибн-Фадланом шведский обряд кремации в ладье), а потому их умение фальсифицировать данные нашло достойное применение и для объявления Рюгена "островом русов".

P.S.Ну а на вопрос - где же в самом деле локализуется описанный арабскими авторами остров - пока однозначного ответа нет, слишком уж противоречивое описание. Есть версии, что это остров Бьорко на озере Меларен в Швеции, остров Валхерен у побережья Нидерландов, область вокруг Рюрикова Городища на Волхове, и т.д. Но как бы там ни было, Рюген описанию "острова русов" не соответствует вовсе.
Tags: фрикота
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 343 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →