oldbotanik (oldbotanik) wrote,
oldbotanik
oldbotanik

Category:

"Захоронения в ладье у балтийских славян" (с)

Иногда стремление фрик-хисториков притянуть за уши любые данные к своим фрическим версиям вызывает смех, иногда - фейспалм и сожаления по поводу их глупости. В данном случае речь пойдет об одной, если можно так сказать, "версии" фриков-антинорманистов, которая одновременно и жалкая, и глупая, и смешная. С некоторых пор антинорманисты новой волны, в основном, кучкующиеся в бложике Переформат, решили переписать древнерусскую историю в русле "ободризма" - давно отброшенного серьезной наукой направления, сторонники которого пытались объявить варягов и русов балтийскими славянами.

В своем стремлении запутать древнерусскую историю и ввести в заблуждении недалеких читателей эти деятели додумались до того, что объявили знаменитое описание похорон знатного руса, оставленное арабским путешественником 10-го века ибн-Фадланом, погребальным обрядом, характерным для славян. Ярким примером может служить данный пост, широко разошедшийся по разнообразным блогам и пабликам в социальных сетях: http://nap1000.livejournal.com/68252.html

В самом деле, в землях балтийских славян найдены лодочные погребения. Вот только абсолютное большинство перечисленных в указанной заметке примеров ни по одному основному признаку не соответствуют описанию похорон знатного руса по ибн-Фадлану:

1. Вместо кремации - игнумации.

2. Вместо ладьи - лодка. Казалось бы, а в чем разница? А разница в размерах и предназначении судна, у ибн-Фадлана описана крупная ладья, способная нести команду и груз, в заметке блоггера nap1000, как можно заметить, перечислены в основном небольшие одноместные лодки размером чуть больше человеческого роста.

3. Инвентарь: в описании ибн-Фадлана указано, что сбоку от руса положили его оружие. В погребениях, перечисленных в заметке nap1000, инвентарь отсутствует, в редких случаях есть керамика и металлические украшения.

4. Жертвоприношения животных и рабыни - у ибн-Фадлана упомянуты жертвоприношение собаки, лошадей, коров, курицы и петуха, а также знаменитая сцена убийства девушки. Следов жертвоприношений животных в лодочных погребениях на территории балтийских славян нет.

Итак, лодочные погребения балтийских славян даже при поверхностной проверке абсолютно не соответствуют описанию, оставленному арабским путешественником. При этом известие ибн-Фадлана в мельчайших деталях соответствует именно скандинавским погребальным традициям, что было отмечено еще в старой статье В. Я. Петрухина: http://ulfdalir.ru/literature/735/781

Кроме того, в свое время Г. С. Лебедев провел анализ вариантов кремаций в Бирке, его статья была опубликована в сборнике "Статистико-комбинаторные методы в археологии": http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3468233  Кремации в ладье Лебедев выделил в тип Birka B, разделяющийся на два варианта: В1 (с убиранием останков кремации в ладье в погребальную урну) и В2 (с насыпанием кургана поверх останков кремации). Жертвоприношения животных в варианте В2 встречаются реже, но все же встречаются, а также для этого типа характерен в ряде случаев более богатый погребальный инвентарь, именно этот тип обряда больше всего сходен с описанием ибн-Фадлана. Согласно замечанию самого Г. С. Лебедева, погребения в Плакуне "по обряду и составу инвентаря близки варианту В2 могил Бирки", а в Гнездово "все основные признаки обряда (рис. 9) тождественны признакам шведского варианта B1 в Бирке." http://ulfdalir.ru/literature/0/1492

Лодочные погребения у балтийских славян не имеют ранних аналогий, обряд для славян нехарактерный, встречается нечасто, появляется в готовом виде и практически исключительно в торгово-ремесленных поселениях, в местах контактов скандинавов и славян. Один из авторов Переформата все-таки вынужден был соблюсти некоторую адекватность в своих построениях (правда, не упустив случая солгать про "обряд погребения в ладье у славян", который "детально описал ибн-Фадлан"), отметив:

"Заимствование, если оно действительно имело место, с гораздо большей долей вероятности должно было произойти в результате тесных культурных контактов данов с соседними славянами и попросту представляло бы один из этапов сложения общей культуры на Балтике. Со сложением южнобалтийского торгового пути славянские купцы должны были нередко посещать датские торговые центры, как и даны, в свою очередь, – славянские. Захоронения в ладье вполне могли быть переняты славянами у данов именно в ходе таких культурных контактов – они не противоречили славянским представлениям о загробном мире и плывущих по подземному миру мёртвых в лодках, но в то же время представляли из себя красивое и величественное действо оказания последнего почета умершему, очевидно (как это следует из рассказа ибн-Фадлана), производившее большое впечатление и становившееся настоящим событием. Археологическое подтверждение такого обряда у балтийских славян в связи с торговыми городами, в свою очередь, также может указывать на распространение их преимущественно в среде купцов, занимавшихся морской торговлей.

В настоящее время весь славянский южный берег Балтики в немецкой археологической литературе отмечается как «зона распространения скандинавского погребального обряда» или «зона погребального обряда, сложившегося под влиянием скандинавов»." (с) http://pereformat.ru/2014/08/kultura-varyagov/

Таким образом, оказывается, что даже не соответствующий описанию ибн-Фадлана вариант ингумаций в маленьких лодках не является собственно славянским. Возник в зоне контактов славян со скандинавами под воздействием погребальных ритуалов последних. Далее автор риторически вопрошает: "как узнать, кем было оставлено лодочное или камерное захоронение на севере Руси, если такой обычай был в это время и у скандинавов, и у балтийских славян, и известно, что и те,и другие торговали с Русью?", как бы намекая на старательно пропагандируемую антинорманистами-ободристами "неоднозначность" определения этнической принадлежности по погребальному обряду (это, кстати, типичная тактика фриков, ведь фальсифицировать историю удобнее исповдоль, мелкими шажками: сначала "а ведь нельзя в случае лодочного погребения однозначно этническую принадледность погребенного установить", затем "а что если это был балтийский славянин?", а потом и вовсе: "а ведь это балтийский славянин и похоронен!" - именно эту тактику автор А. Пауль продемонстрирует далее в своем опусе, стремясь приписать бесспорно скандинавский могильник Плакун балтийским славянам). Вот только Г. С. Лебедев еще в 1970-х годах куда более скрупулезно проанализировал типы погребальной обрядности в могильнике Бирки, прямые аналогии которым есть на территории Руси, в то время как, например, ингумации в маленьких лодках для Руси нехарактерны. Так что при подробном анализе признаков погребального ритуала отличить погребение скандинава от погребения балтийского или восточного славянина вполне возможно. Сложной такая задача будет разве что для антинорманистов.

Помимо ингумаций в маленьких лодках, в землях балтийских славян известна и кремация в ладье. Её nap1000 тоже упомянул в своей заметке, но почему-то не стал подробно анализировать происхождение столь нетипичного для славян обряда в славянской земле. Вместо блоггера это сделали немецкие ученые Й. Херрман и Д. Варнке, перевод статьи которых nap1000 на свою голову выложил у себя (кстати, не удивлюсь, если в скором времени данный перевод будет удален из жж автором, так как содержит неудобные для антинорманизма-ободризма сведения):

"Немного в стороне лежит могила 7/1, имеющая один из самых больших холмов в Ральсвике.

Могила 7/8 находится на наивысшей точке. Здесь при устройстве кремационного костра, или при возведении над ним насыпи, были применены корабельные планки, однозначно принадлежащие скандинавской традиции кораблестроения (таб. 8-9). Было найдено более 1000 заклёпок и гвоздей. Сравнив погребальные традиции раннего средневековья, можно исходить из того, что захоронение 7/8 было осуществлено в скандинавской традиции. Параллели можно отыскать, например, в средней Швеции.

Если попытаться дать интерпретацию, то можно предложить, что в расположенной выше группе, могилах 7/6, 7/7 и 7/8 были захоронены члены корабельного экипажа, бывшие судя по сидячему трупоположению скандинавского происхождения. В расположенной несколько ниже группе захоронений, могилы 7/3 и 7/5 были разграблены. В могиле 7/2 лежали остатки железной пластины и гвозди. Эта часть могильной группы также могла относиться к умершим в Ральсвике чужакам скандинавского происхождения, возможно тоже членам экипажа." http://nap1000.livejournal.com/20026.html

Кстати, по поводу скандинавского присутствия в Ральсвике в целом в том же цикле заметок nap1000 о курганах Ральсвика есть занятные сведения:

"Захоронения типа А:

Этот тип погребений был доказан в 35 из 340 исследованных курганах.
С большой долей вероятности речь в погребениях типа А идёт о погребениях скандинавов, или о перенятии скандинавской погребальной традиции. В Бирке, в Средней Швеции,такой вид погребений был установлен многократно, если не преобладающе.
В Дании типы захоронений сходны со шведскими, даже если трупоположения частично можно связать со временем великого переселения народов, как частично в Ютландии и на острове Борнхольм (Jensen, 2004).

Кремационные захоронения типа В.

Захоронения отнесённые к этому типу встречаются в Ральсвике в бОльшем колличестве. Всего таким образом классифицировано около 100 курганов.
Захоронения типа B не соответствуют родной традиции в северо-западно-славянских областях. На юге области проживания западных славян таокй вид погребений встречается чаще, даже если « безурновые насыпные захоронения под холмом не настолько доминируют, как считалось ранее» ( Zoll-Adamikowa 1979 ). Паралели можно найти в Швеции( Gräslung 1980). В подведении итогов исследования погребальных обычаев в средней Швеции сказано, что обычным видом захоронений в области Мелар в позднем железном веке было вложение кремации в холм или под каменную кладку; кремационные захоронения появляются в эпоху великого переселения народов и преобладают в Вендельскую и в раннюю и среднюю Викингскую эпохи."http://nap1000.livejournal.com/19866.html

Из 340 исследованных курганов более трети (около 135) имеют аналогии в обрядности захоронений Швеции и Дании и не имеют связи со славянскими погребальными обрядами. Херрман и Варнке на основании этого даже назвали Ральсвик славянско-викингским центром, хотя ободристы изо всех сил старались отрицать заметное скандинавское присутствие на Рюгене и, естественно, уж тем более на Руси.

Подобная несложная проверка позволяет сделать некоторые выводы. Прежде всего, никаких погребений, соответствующих описанию ибн-Фадлана, у славян изначально не было. Ни у балтийских, ни у восточных. Ибн-Фадлан описал типичный обряд погребения шведских викингов, больше всего похожий на тип Birka B2 по классификации Г. С. Лебедева. Ингумации в лодках не являются славянским обрядом, они не имеют ранних аналогий у славян, появляются под скандинавским влиянием в зоне активных славяно-скандинавских контактов. На Руси ингумации в маленьких лодках не обнаружены вовсе, зато кремации в ладье по образцу шведских - таки да.

В общем, как и многие другие опусы антинорманистов, их подобные попытки притянуь на свою сторону ибн-Фадлана и данные археологии являются попросту лженаучной спекуляцией. Что и неудивительно, учитывая путь развития антинорманизма в нашей стране - от эмоциональных, но бездоказательных домыслов Ломоносова до позорной сахаровской конференции "Начала русского мира" и не менее позорных в своей безграмотности  заявлений министра пока еще культуры Мединского.

P.S. И на десерт: "во второй половине X в. обряд трупосожжения в ладье из этнического (скандинавского) превращается в социальный — он становится привилегией верхнего слоя гнездовского населения и не зависит от племенного происхождения погребенных. Формируется единое древнерусское дружинное сословие. Аналогичная картина наблюдается и по материалам других дружинных курганных кладбищ IX—X вв." (с) В. В. Седов "Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование" http://historylib.org/historybooks/Valentin-Sedov_Drevnerusskaya-narodnost--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/15

И это пишет, кто бы мог подумать, советский антиномранист Валентин Седов. Один из немногих, наряду с Шаскольским и Авдусиным, честных антинорманистов. Оказывается, погребальные традиции высшего слоя древнерусских дружинных центров сложились на основе не славянской, а скандинавской традиции. Что само по себе как бы намекает.

Tags: фрикота
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments