oldbotanik (oldbotanik) wrote,
oldbotanik
oldbotanik

Category:

Городок на Маяте и балтийские славяне.

Одна из форм фрик-хистори - стремление приписать отдельно взятому народу побольше наиболее выдающихся достижения и наиболее древних памятников. Ярким примером могут служить рассказы про славянский Аркаим или не менее славянскую трипольскую культуру, которыми переполнен Интернет. Но, помимо столь явного фричества, есть фричество, мимикрирующее под науку, и тут одним из наиболее наглядных примеров может служить антинорманизм-ободризм в исполнении талантливого проповедника лженаучных выдумок Вячеслава Фомина.

Этот деятель немало потрудился, рассказывая байки об эпичности балтийских славян, которых ободристы (не от большого ума) считают летописными варягами-русами. Фомин, естественно, не мог не обратить внимание на древнейшие славянские памятники, прежде всего, на городок на реке Маяте. И, недолго думая, он объявил его связанным с балтийскими славянами: "... Городок на Маяте, вал которого датируется VI–VII вв. и чьи древности связаны с южнобалтийскими славянами,,," http://www.litmir.me/br/?b=234454&p=52

""Но Любшанское городище не является самым первым и самым древним поселением южнобалтийских славян в Северо-Западной Руси. В сотнях километров южнее его в Юго-Восточном Приильменье (Парфинский район Новгородской области) расположен Городок на Маяте (река, впадающая в Ильмень), интенсивно изучаемый в последнее время. Вал этого городища, датируемый VI–VII вв., был «сооружен в так называемой “перекладной” технике. Основу вала составляют накаты из бревен, уложенные попеременно вдоль и поперек его продольной оси». Причем, как подчеркивает исследователь памятника И.И.Еремеев, в «культурах 2-й – 3-й четв. I тыс. н.э. в бассейне Ильменя и на соседних землях перекладная техника в фортификации не использовалась. В раннем средневековье она широко известна на славянских городищах Польши и Восточной Германии». Отмечая, что «на фоне других приильменских городищ укрепления Городка на Маяте выглядят очень мощными», археолог констатировал, что вал был «своеобразной пристройкой к пологому склону, придававшей последнему крутизну. Как недавно выяснилось, сходный прием был применен при строительстве древнейшей крепости Рюрикова Городища», и что «в Новгородской земле единственным памятником, который может быть поставлен в один ряд с Городком на Маяте, является Городец под Лугой, исследованный Г.С.Лебедевым и датированный им сер. Х в. Наши раскопки позволяют отнести начало бытования “западнославянской” техники крепостного строительства на северо-западе России в более отдаленное время». В 2006 г. Еремеев констатировал наличие в жилой зоне Городка лепной керамики «ладожского типа» IX–X вв.39 (в устье р. Мсты, кстати сказать, расположено оз. Маята)." https://books.google.ru/books?id=0eCJAQAAQBAJ&pg=PT118&lpg=PT118&dq=%D1%84%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD+%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BA+%D0%BD%D0%B0+%D0%BC%D0%B0%D1%8F%D1%82%D0%B5&source=bl&ots=5UHqfi1Ea6&sig=56a1HjD1UquG_Yoa_LLD6Ydk4yA&hl=ru&sa=X&ei=-L8CVa2TAYTTygPF6YDACQ&ved=0CD0Q6AEwBg#v=onepage&q=%D1%84%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BA%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BC%D0%B0%D1%8F%D1%82%D0%B5&f=false

Археолог Иван Еремеев, который копал городок на Маяте, со временем пришел к иным выводам. В работе "Очерки исторической географии лесной части пути из варяг в греки" http://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_491854 он отметил, что западнославянские городища на территории Германии и Польши датируются временем на пару-тройку веков позже, чем Городок на Маяте. А происхождение перекладной техники стрительства фортификаций имеет смысл искать в памятниках восточнославянской колочинской культуры.

Маята 7 век
Маята ближе к культуре Руси


Вот так. Никаких балтийских славян. Керамика же Городка на Маяте имеет аналогии с тушемлинской и другими восточноевропейскими типами. Стрелы, найденные на раскпоках, также имеют восточноевропейское происхождение.

Что характерно - свой опус "Голый конунг. Норманизм как диагноз" Фомин издал в 2013-м году, работа И. И. Еремеева опубликована в 2010-м. Либо Фомин не читал это, по сути, новейшее исследование о городке на Маяте (что для серьезного исследователя неприемлемо, впрочем, какой уж там из Фомина срьезный исследователь...), либо читал, но упорно продолжает вводить читателей в заблуждение, рассказывая лживые байки об одном из древнейших городищ восточных славян, на самом деле никак не связанном со славянами балтийскими.

Tags: славяне, фрикота
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments